Спецпроект «Мастерская»: как в Челябинске делают вывески и зачем рекламщикам «жертвенный стол»
Производственную мастерскую в рекламном агентстве «Элис» называют очень коротко и почти супергеройски: «база». На «базе» делают вывески, световые буквы и рекламные конструкции — фрезеруют, вырезают лазером, печатают, варят, гнут, собирают и отправляют на монтаж. «Начальник базы» Денис Горшков рассказал «Хорошим новостям», как сделать светящуюся надпись, которая днем будем черной, что такое «жертвенный стол» и почему печатники (не)любят работать с квартирными табличками.
— Работа у нас нескучная: каждый заказ разрабатываем фактически «с нуля» — нет абсолютно универсальных шаблонов и алгоритмов. Есть разные задачи, фасады, типы креплений, так что приходится выбирать решения для каждого случая, — рассказывает Денис, пока мы едем в мастерскую в поселке Фёдоровка — почти у самой черты Челябинска.
Там находится несколько производственных помещений — сборочный цех, сварочный и административное здание, на первом этаже которого Денис тоже организовал мастерскую. Говорит, что так чище и тише, можно собирать небольшие конструкции — например, световые буквы: для этого требуется только стол, линейка и термогибочные щипцы — они, кстати, очень похожи на женские «плойки» для завивки и «утюжки» для выпрямления волос, только нагреваются сильнее.
С помощью этих нехитрых приборов можно согнуть угол пластиковой конструкции в 45 или 90 градусов, а еще сделать плавный изгиб корпуса световой буквы. «Лицо» буквы вырезают на фрезерном станке из листового акрила, а боковая часть гнется и приклеивается в специальный паз — вручную.
— Мало кто в городе делает так, чтобы не только «лицо» буквы, но и торец тоже светился, а мы делаем. Или, например, была задача собрать вывеску, чтобы днем надпись была черная, а ночью светилась. Я экспериментировал: понял, что краской ровно не покрасить, и не всякая пленка пропускает свет, но мы нашли вариант, специальную пленку «день/ночь». В светлое время суток она черная, а как стемнеет — пропускает свет диодов изнутри, — рассказывает Денис, включая световые вывески.
По словам художника и зам руководителя производства агентства «Элис» Альберта Растяпина, который занимается наружной рекламой с конца 1980-х годов, за это время отрасль изменилась до неузнаваемости.
— Раньше всё рисовалось на холстах — сначала карандашный эскиз, потом заливка краской, и на рекламных производствах работали в основном художники — человеку, который не умеет рисовать, хотя бы переносить большой рисунок по клеткам, здесь было нечего делать. Пластик не использовали — максимум, могли сделать бумажные манекены для магазинных витрин. Потом начали печатать большие изображения, появились плоттеры (графопостроительные устройства для автоматического вычерчивания сложных рисунков — прим. ред.). Улучшилось качество печати — поначалу за счастье считалось распечатать баннер в качестве под 100 dpi (точек на дюйм), теперь — минимум в три раза четче, — рассказывает Альберт Растяпин.
Альберт говорит, что еще одно направление, в котором сейчас работает мастерская — это стелы и контейнерные модули-терминалы для автозаправочных станций без операторов — подъехал и самостоятельно заправился. Раньше такие делали в основном для бензиновых заправок, но в Челябинске начали производить и для газовых.
По словам специалистов, сегодня с учетом санкций материалы сильно подорожали. Несмотря на то, что, например, акрилы и ультрафиолетовые чернила производят в России, компоненты для них все еще закупают за рубежом. Бюджетные варианты вывесок — например, на композитной алюминиевой панели и металлокаркасе с прикрепленными фрезерованными пластиковыми буквами — стоят в районе 40 тысяч. Это под ключ — от дизайна до установки. Более дорогие варианты сложнее по конструкции и более скрупулезно соблюдают дизайн-код города и улицы.
Есть в работе мастерской очень «крафтовые» заказы: например, для таких квартирных и этажных табличек отдельно фрезеруют фанеру, вырезают на лазерной установке элементы из листового акрила. Затем каждую цифру и «иконку» нужно будет вклеить вручную и покрыть таблички специальным лаком, чтобы дерево прослужило дольше.
Кажется, будто напечатать номера квартир на фрезерованных табличках — плевое дело, но и тут есть свои сложности.
— Конечно, нужно сначала отпечатать все надписи на материале и только потом резать, но при фрезеровке велика вероятность испортить табличку. Так что чаще я привожу уже нарезанные заготовки, а дальше идет забота печатников. Конечно, им сложнее, но имеются свои хитрости — нужно распечатать метки, аккуратно разложить на рабочем столе, — объясняет Денис Горшков.
Кстати, принтер прямой печати наносит изображение ультрафиолетовыми чернилами. Краска подается на рабочую поверхность, сразу попадает под ультрафиолетовую лампу и моментально затвердевает, превращаясь в полимер. С помощью такого аппарата можно нанести рисунок практически на любую поверхность: пластик, дерево, стекло и зеркало, керамическую плитку, ткань, композитные облицовочные панели и даже камень, фактура не помешает. Причем использовать ее можно будет в любых условиях — при повышенной влажности, прямых солнечных лучах, в детских учреждениях (никаких вредных веществ после печати не выделяется).
— На солнце такая «краска» не выгорает — под воздействием света полимер только сильнее схватывается с поверхностью, так что вывеска не боится ни солнца, ни воды. Даже у пластика под печатью может быть меньший запас прочности, — объясняет Денис.
СПРАВКА. Композитная панель — это материал, состоящий из двух металлических листов (алюминиевых или стальных) и внутреннего термопластичного наполнителя с добавленными присадками — веществами, обеспечивающими особые свойства — например, пожаробезопасность.
Интересно, что изображение на подобном принтере можно сделать объемным. Например, именно с помощью УФ-печати делают навигационные таблички с шрифтом Брайля для слепых и слабовидящих. По словам специалистов, точки «подняты» над поверхностью информационных стендов на 0,8 мм — так положено по ГОСТу.
А еще принтер может печатать белые надписи поверх цветного материала — обычно фрагменты этого цвета аппараты просто не закрашивают, считая «пустыми».
Если рабочей поверхности принтера по несколько раз в день достается обработка спиртовым обезжиривателем и безоговорочная забота, то рабочий стол фрезера наоборот называют «жертвенным». Его столешница постепенно истончается, потому что фрезер режет чуть дальше толщины заложенного листового материала.
— По «рисунку» можно понять, какая сторона стола самая «ходовая». Раз в полгода мы выравниваем его до идеального состояния — этим же фрезером, — объясняет Денис Горшков.
В зависимости от характеристик материала и задачи для резки выбирают фрезерный или лазерный станок. Последний может работать с более тонкими деталями и делать идеально ровный срез — нужно только подобрать температуру и скорость.
Денис говорит, что уже наизусть знает, какие настройки нужны для разных материалов и задач, и сделать на своих мощностях мастерская может очень многое, если не все. Главное — придумать, остальное — дело техники.